Хор стал заметен, его стали часто приглашать для выступлений сначала в города и села Челябинской области, а затем и в казачьи столицы России.
Первые успешные гастроли хора на Всероссийском уровне состоялись в городе Верхнеуральске.
Город Верхнеуральск – старинное казачье поселение, столица 2-го военного отдела Оренбургского казачьего войска. В лихие годы Гражданской войны верхнеуральские казаки под командованием братьев Кашириных приняли активное участие в становлении Советской власти в рядах Красной армии, поэтому волна послереволюционных репрессий коснулась верхнеуральского казачества в меньшей степени, и это позволило сохранить в этих краях традиции и дух казачества.
Участники Троицкого хора были приглашены верхнеуральскими казаками на Уральский казачий праздник «Казачий Круг». С первых минут этого праздника троичане почувствовали исключительный уровень организации и внимания хозяев. Это грандиозное событие в возрождении культурных традиций казачества подготовили областной Центр народного творчества и Верхнеуральский культурно – спортивный комплекс. В Верхнеуральск собрались хоры и казачьи ансамбли с Дона, Кубани, Ставрополя, Азова, любители казачьей песни из Оренбурга, Кургана, Челябинска, Уральской области Казахстана, станичники Октябрьского, Чесменского, Варненского, Верхнеуральского и других районов – всего более 300 участников.
Праздник начался казачьим Кругом – красочным театрализованным представлением у величавого Никольского Собора. Открыли праздник атаман в полной казачьей форме с булавой, с чиновниками и канцелярией в буклях и париках. В действии приняли участие и «пугачевцы», которым так и не удалось в свое время взять Верхнеуральскую крепость. Атаман представил гостей праздника, и каждый коллектив исполнил 2-3 своих коронных номера. Зрители встречали выступления гостей с огромной теплотой и вниманием. Следует отметить, что перед праздником большинство улиц и площадей этого небольшого уральского городка были покрыты асфальтом, и весь город принял торжественный, праздничный вид.
Хозяева не оставляли гостей ни на минуту. После выступления артистов пригласили по домам, где за праздничными столами концерты продолжились. Все это необычное многоцветие красок и звуков записывали теле и кинокамеры, снимали фотокорреспонденты. Но вряд ли им удалось запечатлеть то душевное ликование жителей города, которые окружали каждого артиста плотной, жадно слушающей стеной. Такого больше артисты хора не видели нигде.
Вечером все поющие гости собрались за городом, на Красной поляне у казачьего костра. В сумеречной тишине далеко разносились разнообразные, веселые и грустные, казачьи песни. Троичане хотели поближе познакомиться со всеми коллективами, но песенным вихрем их притянуло к донским казакам. Манера исполнения у них совсем другая, необычная для оренбуржцев, мягкая, мелодичная с огромным диапазоном и ярким многоголосием. Интересно, что более строгая, жесткая манера уральской песни вызывала у дончан неподдельный интерес.
Когда костер догорел, вдруг зазвенели искристые, задорные частушки, иногда такого забористого содержания, которое вряд ли слышали эти степные места, и все поющие слились в общий разноголосый хор.
Наутро, после церковной службы под малиновый перезвон колоколов Никольского Собора, в красочных костюмах с песнями и плясками гости вышли на запруженные народом улицы города, где проходила праздничная ярмарка. Затем на площадях и парках города состоялись прощальные концерты. Во время концертов троичане не раз видели на глазах зрителей слезы радости и печали. Одна из зрительниц призналась, что белоснежная форма троичан напомнила ей о погибших в Гражданскую войну отце и братьях. Возвращаясь домой, участники хора со светлой завистью вспоминали мимолетные мгновения праздника и тогда уже у них созрел замысел провести что-либо подобное в своем городе Троицке. Выступление хора на празднике в Верхнеуральске было отмечено первым почетным званием коллектива – «Народный».
А тем временем казачье движение в Оренбуржье набирало обороты. Участились взаимные контакты с казаками из Челябинска, Екатеринбурга, Башкирии и других казачьих краев России. Особенно окрепла в то время связь со старшим братом Троицка, столицей Оренбургского казачества – городом Оренбургом. Вновь избранный атаман Оренбургского казачьего войска Владимир Иванович Косянов, педагог, ученый, человек высокой культуры, сразу разглядел в троицких артистах настоящую, казачью душу и стал активно пропагандировать искусство троичан среди казаков – оренбуржцев. Именно по его просьбе в июне 1991 года Троицкий народный казачий хор был приглашен в город Оренбург для участия в фестивале казачьей культуры, посвященном 248-летию города Оренбурга.
В Оренбурге троичане побывали впервые, но эта поездка заполнилась им надолго. Сначала была торжественная встреча, краткая экскурсия по городу и первый концерт Троицкого хора, записанный на телевидении Оренбурга.
Утро следующего дня останется в памяти троицких казаков, наверное, навсегда, как навсегда останется оно в истории возрождения Оренбургского казачества.
У кафедрального Никольского Собора при огромном стечении жителей и гостей города был отслужен молебен по всем убиенным казакам, белым и красным, во всех битвах и сражениях. Обстановка нового нравственного настроя, когда с горечью вспоминали всех погибших казаков, окружение священников в золотых ризах, строгие шеренги казаков с шашками наголо, море свечей, хватающее за душу духовное пение и колокольный звон произвели на троичан неизгладимое впечатление. На лицах слезы. У многих, кто пришел на панихиду, убиенные родичи были и среди белых и среди красных, и понадобилось долгих 70 лет, чтобы этот торжественный молебен примирил их, сынов одной матери – России.
Автор данного повествования по сей день помнит прохладные капли святой воды, попавшие ему на лицо и, кажется, смывшие многолетний слой политической мишуры, мешающей правильно, разумно оценивать все события нашей жизни.
Подобная траурная акция была проведена и в главной мечети города по убиенным казакам – мусульманам. Справедливости ради, следует отметить, что в нашем Троицке до сих пор установлены памятники только защитникам красной идеи, а в могилах по сей день вечными врагами лежат казаки, чья вина состояла лишь в том, что они, каждый по – своему, любили свою Отчизну.
Затем, на площади у Собора был проведен торжественный обряд освящения Войскового Знамени Оренбургского казачьего войска, изготовленного оренбургскими мастерицами по точному подобию Знамени, пропавшему на чужбине, вместе с последними белыми казаками. Здесь же была принята присяга у вновь избранного атамана В.И.Косянова.
К вечеру на центральной площади города состоялся большой праздничный концерт. Троицкий хор был принят зрителями очень тепло, и нашим певцам была дана наивысшая оценка исполнения. Каждую песню сопровождал шквал аплодисментов, просили петь еще и еще и, нарушив регламент праздника, троичане пели вдвое более положенного.
В заключении состоялся казачий Круг, где выступили атаман В.И.Косянов, атаманы возрожденных станиц и отделов, дали слово и троичанам.
А последний прощальный концерт был дан уже поздно вечером на перроне железнодорожного вокзала, к неописуемому восторгу окружающих. Уезжая, троицкие артисты знали, что они очень скоро сюда вернуться. Так и случилось.
Летом 1992 года троичан снова пригласили в Оренбург.
Праздничным утром центральные улицы Оренбурга разбудили звуки баянов и звонкие казачьи песни. Это троицкие казаки направлялись к областной филармонии, где должен был состояться Круг Оренбургской станицы. К троичанам присоединились гости и жители города. Здесь троицких артистов ждала неожиданная встреча. Среди казаков, направлявшихся на Круг, встретился троичанам бравый казачина, который к тому же обладал прекрасным, чистым голосом. Он сразу же включился в уличный концерт и с удовольствием пел вместе с троицким хором. Такое редко бывает, но троичане сразу признали его своим. Такие же чувства испытал и попутчик и он предложил троичанам спеть свою любимую песню – «В этой деревне». Кто бы знал, что эта простенькая песенка на много лет станет одной из любимых в репертуаре Троицкого хора.
Круг был проведен в строгих казачьих традициях, в присутствии священника и Совета стариков. Они благословили открытие первого официального форума казачьей культуры в Оренбуржье. После Круга в роскошном зале Оренбургской областной филармонии состоялся большой казачий праздник, где выступили прославленные коллективы - Государственный Оренбургский народный хор, ансамбль «Ариэль» из Челябинска, другие фольклорные коллективы Оренбуржья. Особое внимание троичан привлекли фольклорные коллективы из Оренбурга «Забава» и «Перегода». Как окажется позднее, это внимание было обоюдным и в будущем оно перерастет в крепкую творческую дружбу.
В заключение концерта выступили и троичане. Справедливости ради, следует сказать, что выступать после таких мастеров сцены, как Оренбургский государственный хор, было очень волнительно, но привет от солнечного Троицка оказался таким горячим, что зрители долго не отпускали со сцены Троицкий хор. В заключение своей концертной программы троичане вызвали из зала своего бравого попутчика и вместе с ним на «раз» исполнили понравившуюся им песню – «В этой деревне». Восторгу зрителей не было границ!
Вдохновленные блестящим успехом, троицкие певцы продолжили свой концерт вместе с поющими зрителями в фойе филармонии и на городских улицах. Здесь впервые троицкие хористы увидели наяву, так называемый, «тотальный концерт», когда выступление артистов начинается с момента появления их перед зрителем и не заканчивается до момента расставания. Такую форму общения со зрителем показали троичанам участницы ансамблей «Забава» и «Перегода». На другое утро в день Святой Троицы, после посещения Никольского кафедрального Собора, все гости отправились за реку Урал в станицу Краснохолмскую, где была незабываемая встреча с казаками окрестных станиц, праздничное гуляние и большой концерт мастеров искусств. Снова здесь с большим успехом выступил Троицкий народный хор.
Старики говорят, что казак поет в двух случаях – когда ему очень весело или очень грустно. Именно такие чувства овладели троицкими певцами во время расставания с Оренбургом. Но, как оказалось, эта встреча была не последней.
Не прошло и года, как троичане вновь оказались в этих гостеприимных краях. На этот раз их ждала встреча с колыбелью Уральского казачества - станицей Илекской, где проходил очередной казачий праздник. Здесь впервые Троицкий хор выступал вместе с земляками - копейчанами. Встреча со своими старшими братьями, можно сказать, учителями, добавила троицким певцам ответственности, вдохнула в них новые силы и новое настроение. Праздник получился на редкость интересным и разнообразным. Единственное, что несколько омрачало настроение – дождливая погода и огромные илекские комары. Тем не менее, троичане приобрели здесь удивительную примету, которая будет сопровождать их всю дальнейшую творческую жизнь. В каких бы местах не приходилось выступать, в какое время и в каком составе, стоит Троицкому хору одеть форму – всегда устанавливается отличная, солнечная погода. А тогда это случилось впервые, и троичане с удовольствием и юмором смотрели на промокших до нитки участников концерта, своих друзей – копейчан. Но стоило подойти к сцене Троицкому хору – их встретила прекрасная погода и громкие аплодисменты зрителей.
А потом – купание в стремительном Урале, ночная рыбалка, где свое непревзойденное искусство показал Виктор Васильевич Еремин, и песни у костра. Затем переезд через бурлящий Урал и концерт для селян станицы Яманской. На переезде через Урал следует остановиться подробнее. Представьте битком набитый автобус, зажатый на заднем сидении Троицкий хор, черный, бешеный поток Урала и веселый, бесшабашный (а, может быть, слегка навеселе) водитель, одной рукой крутящий баранку и, повернувшись в салон, рассказывающий соленые анекдоты. Автобус на полном ходу влетает на мост (из окон автобуса все видят, что мост-это две рельсины, кое-как брошенные через ревущую реку) и не сбавляя скорости, несется вперед. Песни и, шум в салоне мгновенно стихают, становится слышно дыхание каждого. Наконец, показался желанный берег и спокойствие в салоне восстановилось. С этой переправы в хоре стали говорить: «Бог есть и он с нами!»
Здесь, как и в будущем, с нами неразлучные друзья – фольклорные ансамбли «Забава» и «Перегода» из Оренбурга, самые наши преданные ценители и строгие критики. Бросив все свои дела, участники ансамблей сопровождали Троицкий хор повсюду. Тогда впервые троичане познакомились с настоящими идеологами оренбургского фольклора. Ансамбли «Забава» и «Перегода» бережно собирают, сохраняют и воспроизводят исторический песенный материал Оренбургского края. Как и троичане, участники этих ансамблей трепетно восстанавливают не только музыкальную форму, но и манеру исполнения, костюмы, прически и особенности диалекта представителей разных губерний России, переселившихся в Оренбургский край. Встречи и беседы с участницами ансамбля «Забава» Людмилой Ярыгиной, Татьяной Скоковой, Татьяной Жиляевой, Татьяной Сусловой, Фаиной Шкиль, Ириной Пущаевой, с его руководителем Татьяной Юрьевной Скопинцевой и их коллегами из ансамбля «Перегода» Мариной Гладышевой, Ольгой Зверевой, Ириной Степановой, Ириной Карнауховой открыли перед троицкими певцами новые перспективы, обогатили репертуар новыми произведениями, а дальнейшую творческую деятельность новыми идеями. Просто поразительно, откуда в этих хрупких женщинах заключается такая огромная, притягательная, внутренняя сила и настоящий казачий дух.
Дружба хора с участницами этих ансамблей окрепла настолько, что расставание не обошлось без слез. С этого времени троичане при первой возможности стали стремиться в Оренбург, в гости к «Забаве» и «Перегоде», которые надолго станут для троицкого хора творческой лабораторией, хранилищем неповторимых казачьих песен.
Обратная дорога до Троицка пролетела незаметно, в песнях, бурном веселии и смешных дорожных приключениях. Достаточно вспомнить, что копейские друзья второпях забыли свои сценические костюмы среди вещей троичан и потом под общий хохот рассказывали, как через два месяца, с огромным трудом втискивались в заскорузлые, покрытые зеленым мхом, сапоги. Или курьезный случай, когда одна из участниц хора в темноте прилегла на оставленную пожилым пассажиром вставную челюсть и громким визгом разбудила весь вагон.
Лишь один участник хора всю обратную дорогу ехал в печальном настроении. Как оказалось, Илек – родина солиста хора Павла Дмитриевича Хрипко и на обратном пути он вспоминал мгновения встреч с родными и друзьями, изумрудную зелень родных лесов и лугов, могучее течение седого Урала. Когда еще он вернется сюда...
Вместе с троицким хором в этой поездке был Почетный гражданин города Троицка, член Союза художников России, замечательный человек, представитель культурной элиты Троицка – Николай Сергеевич Левшич. Вспомнив свои казачьи корни, Николай Сергеевич также, как и Павел Дмитриевич Хрипко, отправился на родину своих предков, уральских казаков в Южное Оренбуржье, в станицу Подстепинскую. Именно в это время Николай Сергеевич напишет целый иконостас замечательных портретов казаков времен Пугачевского бунта, причем во многих случаях позировали ему певцы Троицкого хора, предварительно по просьбе художника, отпустив бороды.
Прошедшие выступления хора в Оренбурге вдохнули в троицких певцов уверенность, творческий подъем и определили их дальнейшую творческую жизнь.
Однако, не всегда артистическая дорога хора была усыпана розами, были в ней и ухабы и ямы и однажды лишь счастливая случайность спасла троичан от крупных неприятностей.
Какой творческий коллектив не мечтает побывать за границей, в зарубежных гастролях? Такой счастливый случай представился и Троицкому хору. Здесь уместно сказать: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». После развала Советского Союза наш ближайший сосед – Казахстан стал независимым государством, то есть заграницей. Хор получил приглашение от казаков станицы Михайловской – самой южной точки исторического Троицкого отдела, выступить там с концертом. На беду, теперь станица Михайловская находится на территории суверенного Казахстана, и гостей в казачьей форме там теперь не очень жалуют. Хозяев можно понять, ведь история взаимоотношений России и Казахстана состоит, к сожалению, не из одних радостных фактов. Можно отметить лишь одно, что Оренбургское казачье войско было создано не только для отражения воинственных джунгар и защиты от них казахских Жузов, но и для охраны южных рубежей России от набегов киргиз – кайсаков, предков нынешних казахов. А охрана, как правило, проводится с оружием в руках. А это – бой, кровь, смерть.
Михайловка – обширное поселение, со значительным составом русского населения – потомков оренбургских казаков. Красивая стрельчатая церквушка, переделанная под музей казачьего быта. Дом культуры был до отказа забит зрителями. Как встречали! Как слушали! И как пел хор! И у зрителей и у артистов весь концерт на глазах стояли слезы…
После концерта до самой околицы хор провожал кортеж машин, верховых и мотоциклистов. Гости торопились – до Троицка путь не ближний. А спустя полчаса после отъезда Троицкого хора, по чьему-то вызову, из Кустаная нагрянул ОМОН, скорее всего с целью пресечения каких-либо беспорядков. Начались следствие и погоня. Как знать, сидеть бы певцам хора в кутузке, но их спасло то, что поехали они по ближней, грунтовой дороге, а погоня помчалась по дальней, асфальтированной.
Слава Богу, что те безумные, дремучие времена остались в прошлом. Пришло, наконец, просветление и большинство простых людей поняло, что какие бы, самые черные факты не присутствовали в истории того или иного народа, нам, современникам жить сегодня, сейчас, а жить можно только в дружбе и согласии.
А царьков, князьков и продажных «знатоков истории», которые стремятся разжечь междоусобицу, разделить и властвовать, на наш век хватит. Дай Бог, не быть нам дураками!
|
На панихиде по убиенным белым и красным казакам
Присягает Войсковой атаман возрожденного Оренбургского казачьего войска Владимир Иванович Косянов
Первый исполнитель песни «В этой деревне»
В гостях у «Забавы» и «Перегоды»
|