Жемчужина из ожерелья

Среди исторических достопримечательностей бывшего уездного Троицка, некогда считавшегося в России образцом градостроительной планировки, имеющим строго прямолинейную сетку улиц и переулков, особое место отводилось Михайловской площади (ныне Центральная).

Примечателен тот факт, что место расположения этой площади было запроектировано в те годы, когда все имеющиеся постройки Троицкой крепости еще не выходили за пределы оборонительных рва и вала. Или точнее сказать, когда будущий город компактно вписывался в квадрат улиц Набережной, Базарной, Бакакинского и Васильевского переулков (ныне ул. Красногвардейская, им. Ленина, Пионерская, им. Климова).

Долгие годы и даже десятилетия будущая заглавная площадь города оставалась ничем иным, как пустырищем, лишь изредка используемым для построений и парадов войск крепостного гарнизона. Даже в канун приближающегося столетия Троицка, судя по фотокопии инструментально снятого в 1835 году «Плана окрестностей города Троицка», когда уже начали прорисовываться первые жилые кварталы Форштадта и Слободки, площадь оставалась в первозданном виде и безымянной.

Так продолжалось до 60-х годов прошлого столетия. То есть до той поры, пока на свободном участке не началось строительство нового православного храма. По давно сложившейся традиции все церкви в Троицке, за исключением Соборной во имя Пресвятой Троицы, закладывались по осени. А объяснялось это тем, что осенью, когда убраны хлеба, отшумели ярмарочно-торговые страсти, наступало самое благоприятное время года для всевозможных торжеств и престольных праздников.

Вот и закладка новой Соборной церкви на плац-парадной площади первоначально намечали провести в Михайлов день (8 ноября по старому стилю), но известие о том, что в первых числах июня 1868 года Троицк посетит Великий князь Владимир (сын Российского императора Александра II), заставило духовные и светские власти города пересмотреть ранее намеченное и ускорить срок закладки храма, приурочив это торжество к дням пребывания Великого князя в Троицке.

Однако, название соборного храма решили оставить таким, каким это было задумано ранее — во имя Архангела Михаила. И объяснялось это тем, что Архангел Михаил почитался православной церковью, как Архистратиг, т. е. верховный полководец святого воинства, покровитель военного люда и ратных дел. Для Троицка, где первоначальный период основным населением были служивые люди гарнизона и их семьи, это имело большой смысл.

Что касается самой идеи строительства нового храма, то она диктовалась тем, что Святотроицкий или как его звали в просторечии Уйский старый собор стал тесным для все увеличивающегося числа прихожан. Да и центру растущего, входящего в зенит ярмарочной славы Троицка, требовалось самое величественное сооружение, которое бы стало доминантой и удачно вписывалось в ансамбль окружающих площадь зданий.

Без преувеличения, точно и образно называли в свое время троичане Михайло-Архангельский собор жемчужиной в ожерелье других храмов и зданий города. Троичане старшего поколения помнят как величественно выглядел собор, как великолепно он украшал центр города, как гармонировал собор с тем, что его окружало и каким инородным телом грязно-серым, безликоказенным выглядит на этом фоне трехэтажная коробка нынешнего административного здания бывшего ГК. КПСС.

Наши пращуры по грошам и копейкам собирали средства на постройку первозаглавного храма, безвестные мастеровые воздвигали это рукотворное чудо архитектуры, не жалели денег на его строительство купцы и так называемые — отцы города, но разве могли предполагать те, кто увековечил память народных умельцев, память Архангела Михаила, что спустя всего несколько десятков лет другие «отцы города» не пожалеют народных денег на то, чтобы взорвать этот храм и увековечить о себе изуверскую память.

Случись бы такое кощунство в начале 20-х годов, когда еще в ходу были такие лозунги лэфовцев и пролет-культовцев, призывающих: «Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля, разрушим музея, растопчем искусства цветы» было бы понятно. Но произошло это варварство совсем недавно — в 1967 году.

После окончания строительства и освящения соборного храма во имя Архангела и Архистратига Михаила ранее безымянная площадь, на которой поднялся собор, получила название — Михайловской.

Являясь сердцевиной городских кварталов, центральной площадью, она как и подобает отличалась от других площадей Троицка тем, что находилась в окружении солидных внешне привлекательных административных и финансово-коммерческих зданий и жилых особняков.

На Михайловскую площадь всеми своими окнами смотрело здание городской управы, ее украшали здания Сибирского торгового банка, Окружного казачьего суда, покои настоятеля собора, жилой особняк и торговый дом купца Сенокосова.

Протянувшись на весь квартал по главной Оренбургской улице и выбросив свои крылья на прилегающей к Михайловской площади Васильевского и Николаевского переулков, как бы уступая красное место величественному белокаменному храму, замыкал площадь с южной стороны Гостиный двор или иначе называемый — Торговыми рядами. Если Михайло-Архангельский собор считался главным духовным храмом города, то Гостиный двор по праву был торговым храмом Троицка.

Эта статья взята из книги Евгения Скобёлкина и Искандара Шамсутдинова: «Возвращаясь к прошлому»