Свято-Троицкий собор |
|||
|
Позднее была возведена однопрестольная каменная церковь без колокольни. Закладка ее состоялась в 1754 г., в этом событии принял участие оренбургский генерал-губернатор И.И. Неплюев. В литературе встречаются различные даты окончания строительства каменной церкви в шестом десятилетии XVIII века. Объясняется это в т. ч. и тем, что освящение вновь построенного храма бывало позднее, чем завершение строительных работ. В соборе хранился деревянный крест, на котором была сделана надпись: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа во храме Святая Живоначальныя Троицы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, при державе Благочестивейшия Самодержавнейший Великой Государыни Нашей Елизаветы Петровны всея России, и при наследнике ея, внуке Петра 1-го, Благоверном Государе Великом князе Петре Феодоровиче. Супруге Его, Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексеевне и Благоверном Государе и Великом князе Павле Петровиче, по благословению Преосвященного Павла, Митрополита Тобольского и Сибирскаго, в лето 1761 индикта, месяца Августа в 26 день (9 сентября нов. ст. (авт.), на память Преподобного Отца нашего Пимена». В описании южноуральского края XVIII в. П. И. Рычков среди строений Троицкой крепости перечисляет в том числе: «.. две церкви: одна соборная каменная во имя Святой Троицы, о пяти главах и немалого пространства, другая старая деревянная во имя то ж». Одновременное существование двух церквей объясняется тем, что каменная церковь была летней, т. е. не отапливалась, а деревянная была меньше и обогревалась. Если Троицкая крепость с момента образования стала одним из стратегических пунктов и проводником политики и идеологии Российской империи, то Троицкий собор символизировал уровень культуры русского народа. Архитектура собора сформировалась под влиянием «социальных предпосылок» — идей своего времени, ценностей и предпочтений. Ключом к этому стало стремление создать сооружение «...к славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению града...». Критерием оценки архитектуры становится «великолепие» и «благородная простота». Первоначальный облик собора был иным, чем мы видим его сегодня. Он был одноэтажным, четырехстолпным. Оконные проемы располагались в два света. По углам храмовой части находились четыре глухих барабана, а центральный был световой, стройный, с четырьмя окнами. Все пять барабанов церкви увенчаны главками шлемовидной формы с четырехконечными крестами. Трапезная и алтарь имели двускатную кровлю. Апсида завершалась позакомарным покрытием в виде сферы. Декоративный строй фасада обладал особенностью дробления элементов и плоскостей от периферии к центру. Гладкие плоскости стен трапезной и алтаря прорезаются крупными оконными проемами с наличниками, выступающими на плоскость стены. Луковичные завершения проемов в центре завершаются замковыми камнями. Угловые лопатки прорезаны крупным рустом. Карниз, четко прорисованный, придает зданию весомую статичность. Главный объем собора (храмовая часть) по вертикали членится четырьмя прямоугольными пилястрами. Две средние пилястры несли на себе треугольный фронтон. Завершались проемы полуциркулярно, и это придавало ощущение легкости в восприятии объема. В 1775 г. неподалеку от каменной церкви, вероятно, на месте старой деревянной, была построена также деревянная двухэтажная церковь с колокольней. Престолы были освящены в нижнем этаже в честь успения Божией Матери, а вверху — во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Стремительный рост торгового значения крепости требовал изменения ее административного статуса. В1784 г. из Троицкой крепости учреждают уездный город с причислением его к Уфимскому наместничеству. Положение Троицка как уездного города повлекло за собой возрастание роли храма. Каменная церковь уже не вмещала всех молящихся города, близлежащих станиц и слобод. Город нуждался в более обширном и величественном культовом здании. В Санкт-Петербурге принимается решение построить новый меновой двор с каменной таможней и воздвигнуть новый каменный храм. Но по настоянию Троицкого священника П.С. Бирюкова постановили новый храм не строить, а расширить старый каменный (11). В 1823 г. (1825 г) в Троицкой церкви были устроены «колокольня и два придела во имя Успения Божией Матери (южный - (авт.) и святителя Николая (северный - (авт.) Деревянная была сломана и употреблена на обжиг кирпича для каменных упомянутых построек». Это была известная практика. Приделы располагались внутри трапезной. Городское строительство предполагало перенесение кладбища на окраину города. Оно занимало место современного православного кладбища между Димитриевской церковью и монастырским храмом Преображения Господня. В 1841 г. на кладбище была сооружена часовня, которая была передана женской общине и переоборудована в церковь Казанской иконы Божией Матери. «В 1842 году в июне месяце, — записывал позднее соборный священник Василий Лавровский, — во время ужасного пожара, от которого пострадала большая часть города, уничтожено до 300 домов. Все деревянное на колокольне и внутри ея сгорело; колокола попадали. Малые колокола растопились; из них уцелел один; у большаго колокола вытопился край. Крыша на церкви паперти сгорела. Куполы и своды были обнажены. Внутри самого храма сгорели хоры. При страхе, спасая деревянныя украшения церкви, изломали иконостас. Церковь была заперта, и с год не было службы до совершеннаго исправления храма. Богослужение, дозволенное вне храма, отправлялось в отделении военных кантонистов». Постепенно собор принимает тот вид, который приводил в восхищение наших предков своим величием и изяществом. Он значительно вырос в объеме. Трапезная часть по фасаду увеличилась на два оконных проема. С западной стороны церкви к трапезной примкнула четырех ярусная колокольня. Алтарь увенчивается барабаном с главкой, трапезная также увенчивается двумя барабанами с главками. Таким образом, собор становится девятиглавым. Декор сообразно времени также увеличивается, но остается в крупных формах без изменений детализации, так как был рассчитан на восприятие с дальнего расстояния. Убраны были только наличники, характерные для барочного здания, и фронтон под центральным объемом. С северной, южной и западной стороны собора пристраиваются порталы. Собор обносится каменной оградой. Форма храма остается барочной, а декор фасадов приобретает черты классического стиля. Это придало зданию «деловой» вид, демонстрируя тем самым стабильность, силу и мощь Российского государства. Архитектура собора решила поставленную перед ней задачу - собор предстал не только культовым сооружением, он стал символом, олицетворяющим в себе прогрессивные устремления России в данном регионе. Есть предположение, что реконструкция собора выполнена в мастерских Д. Трезини его учениками. Подробное описание собора, в частности его внутреннего убранства, сделал священник Николай Шмотин в 1867 г. «Внутри храма, по правую и левую сторону от паперти, помещены приделы, которые между собой соединяются как бы аркою, оставляя пространный вход в самый собор. Иконостасы приделов - по белому фону с позолотой на полимент, иконы в них расположены симметрично, написаны искусно и украшены прилично; не менее того хорошо устройство и царских врат, а именно под сенью, во внутрь алтарей. Упомянув, что своды и стены паперти окрашены на масле, а убранство заметно здесь во всем даже до малейшей вещи, последуем теперь в самый собор. Пять фонарей его, из коих главный с пролетом и освещен четырьмя окнами, поддерживают четыре массивные колонны под мрамор легкого оттенка, но очень натурального, в соответственность бледноватому цвету или мату, которым покрыты все остальные части храма, с бело-голубыми разводами на арках и иными по местам необходимыми с разрисовкою тенями. Посередине возвышается значительного размера посеребренная люстра, подобная той, что в паперти. Без излишних затей и фигуральностей в украшении; по колоннам и стенам размещены богатые киоты с иконами, по большей части в серебряных вызолоченных ризах. На солее пятиярусный иконостас, по голубому фону, можно сказать, облит золотом на своих колоннах, пилястрах, капителях, фризах, карнизах, вензелях, арабесках, галтелях с прорезкой и особенно на тщательно изукрашенных, пространных царских вратах. Впрочем, от главного иконостаса никак нельзя отделять и несколько больших икон, заклиросных, иначе необходимо пострадает гармония в целом. Причем, хотя следует заметить, что рисунок этого иконостаса и самое выполнение по оному очевидно было делом рук специалиста с эстетическим вкусом, тем не менее справедливость требует обратить внимание на местные иконы. Икон этих пять, и все они работы художников, а серебряные вызолоченные их ризы - замечательных мастерок. Такое редкое и очень ценное украшение, с соответствующими общему благолепию церковному ризницей, плащаницей, разного рода и вида канделябрами, особенно гармонирует принадлежностям престола и жертвенника, каковую составляют: серебряные под золотом с финифтями, стразами, камнями священные сосуды, кресты, дарохранительницы и Евангелия, а также кадила. Алтарь окрашен голубым колером, он достаточно обширен, святой престол осеняет балдахин, на горнем месте устроена великолепная киота с ликом Нерукотворного Спаса, плат которого одет серебряною вызолоченной ризой; по ту и другую сторону алтаря устроены особые камеры. Словом, по Троицкому собору все настолько прекрасно, изящно и драгоценно, что он не только равняется некоторым кафедральным соборам, но и далеко превосходит оба собора (вместе взятые) своего губернского города. Таким высоким значением своим собор здешний должен исключительно попечению и усердию старост первой гильдии купцов Василия Ипатьевича Зарубина и Василия Михайловича Пупышева, из которых последний исполняет обязанности старосты соборного по настоящее время. С другой стороны, всестороннее богатство собора делает честь и всем здешним гражданам». С историей города и Троицкого собора неразрывно связано имя потомственного почетного гражданина г. Троицка Василия Михайловича Пупышева. Современники высоко оценивали его благотворительность по устройству храмов и города и признавали заслуженным, чтобы «занести... для всегдашней памяти потомства на страницы Троицка, для которого им одним сделано то, чего не могли бы выполнить усилия всех граждан вместе». С 1860 по 1875 г. Василий Михайлович избирался городским головой, с 1857 по 1880 г. по выборам бессменно прослужил церковным старостой Свято-Троицкого собора. На его средства приобреталось священническое облачение, церковная утварь, в частности, им была пожертвована бронзовая, золоченая через огонь риза на икону Нерукотворного Спаса (список с чудотворной иконы в г. Елабуге), была сооружена каменная ограда вокруг собора, поставлены бронзовые кресты на соборе, на колокольню, на входные ворота. В.М. Пупышев пожертвовал для священника дом недалеко от собора, кирпич на сооружение церковной сторожки. По духовному завещанию им были переданы значительные денежные средства городу для призрения бедных, для устроения и украшения городских церквей: Троицкого собора, Михайловской церкви, Димитриевской, церквей Казанского женского монастыря. Василий Михайлович скончался 2 декабря 1888 г. на 73-м году жизни. По данным на 1913 г при соборе действовали 1-е, 2-е, 6-е приходские училища, 1 -е, 2-е городские училища, Александровское женское училище, церковно-приходская школа. Среди наиболее известных священников, долгие годы прослуживших в Свято-Троицком соборе, был протоиерей Димитрий Яковлевич Озерецковский (1808(?)-1880 г.), сын священника, обучался в Оренбургской, Рязанской и Олонецкой духовных семинариях. В1838 г. он был рукоположен в сан священника к Благовещенской церкви Уфимского женского монастыря, с октября 1849 г. о. протоиерей начал служить в Троицке. Стараниями о. Димитрия и его супруги Евдокии Иоакимовны в городе учреждается женская община, впоследствии выросшая в Казанский монастырь. Его же заботами вокруг кладбища была устроена каменная ограда. Позднее, перебравшись в Оренбург, о. Димитрий служил протоиереем кафедрального собора.Протоиерей Гавриил Терентьевич Аманацкий в 1861 г. был переведен из Верхнеуральска в Троицкий собор на настоятельское место. По его инициативе в городе было открыто женское училище (позднее прогимназия), церковное училище для бедных, богадельня, он был председателем церковно-приходского попечительства, предметом забот которого была помощь бродягам, нищим, детям-сиротам. При о. протоиерее в Свято-Троицком соборе, как и в других приходах Оренбургской епархии, началось летописание истории храма, прихода. Материалы летописи легли в основу рефератов по истории города, опубликованных действительным членом оренбургской архивной комиссии И.И. Архангельским. О. Гавриил был участником закладки кладбищенской часовни (в дальнейшем Димитриевская кладбищенская церковь), а также церкви Михаила Архангела. Протоиерей Петр Иоаннович Сементовский, сын бедного дьячка Ярославской епархии, родился 8 января 1819 г., был рукоположен в священнический сан в 1844 г. к церкви великомученицы Параскевы Кундравинской станицы Троицкого уезда. В 1876 г. о. Петр был перемещен на штатное протоиерейское место в Челябинский Христорождественский собор, одновременно он был благочинным Челябинского женского Одигитриевского монастыря. В 1877 г. он был определен в Свято-Троицкий собор Троицка на настоятельское место с принятием должности благочинного округа. В городе о. протоиерей преподавал Закон Божий военной команде, затем в Александровском женском училище. За долголетнее усердное служение о. Петр неоднократно получал архиерейское благословение и благодарности от епархиального начальства; в знак признательности от духовенства X округа ему был вручен золотой крест с украшениями. О. Петр Сементовский скончался 5 сентября 1891 г. Протоиерей Иоанн Абрамович Тернов, 1829 пр. (?), по окончании рязанской духовной семинарии был принят в Оренбургскую епархию и рукоположен в сан священника к Вознесенской церкви с. Чесноковского Уфимского уезда. В 1857 г. он прибыл в Троицк и до своей смерти в 1894 г. прослужил в Свято-Троицком соборе. С 1857 по 1878 г. о. Иоанн трудился законоучителем первого николаевского мужского приходского училища. О. протоиерей публиковал катехизические поучения в «Оренбургских епархиальных ведомостях», за усердное проповедование слова Божия он не раз награждался. В 1882 г. за 25-тилетнее служение в Троицке прихожане пожертвовали о. Иоанну золотой наперсный крест. Заслуги его были признаны епархиальными и центральными властями: протоиерей Иоанн был награжден крестом на Владимирской ленте и орденом св. Анны 3-й степени (25,26,27). В ограде Димитриевс-кой церкви г. Троицка сохранилось надгробие могилы протоиерея Иоанна Тернова.Более 20-ти лет прослужил в соборе протоиерей Александр Стефанович Будрин, сын священника, родился примерно в 1839 г. В июне 1862 г. окончил Уфимскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда, в декабре того же года был рукоположен в сан диакона, затем священника к Свято-Троицкой церкви с. Карасип-ского Челябинского уезда. В августе 1873 г. был переведен настоятелем к Вознесенской церкви с. Вознесенского Троицкого уезда, в августе 1878 г. был переведен в г. Верхнеуральск священником к Никольскому собору, в сентябре 1883 г. — в Троицк, к Свято-Троицкому собору. О. Александр неоднократно получал благодарность, архипастырское благословение «за труды по сочинению проповедей», за «усердное проповедание Слова Божия и домашнее назидание прихожан». В 1889 г. священник был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода, в мае 1897 г. «Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени», был также награжден серебряной медалью на Александровской ленте в память царствования Александра III (28). Протоиерей Александр скончался 18 декабря 1906 г. после 44-хлетней священической службы, надгробие его захоронения находится в ограде Димитриевской церкви. Протоиерей Иоанн Александрович Ильин, сын священника Оренбургской епархии, родился 29 мая 1861 г. В 1882 г. по окончании курса в Уфимской духовной семинарии для продолжения образования был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, окончил богословско-практическое отделение со степенью кандидата богословия 1 разряда. 7 марта 1888 г. Иван Александрович был рукоположен в священнический сан к церкви Воскресения Христова Воскресенской елободы Челябинского уезда. В1891 г., после смерти протоиерея Градо-Троицкого собора П. Се-ментовского, о. Иоанн был назначен на настоятельское место. С 1893 г. он преподавал закон Божий в городском 2-х классном училище (в 1898 г. преобразовано в 3-х классное), с сентября 1905 — в женской гимназии (29) Протоиерей Иоанн исполнял обязанности благочинного XXI округа, Казанского женского монастыря, несколько раз избирался депутатом от своего округа на епархиальные съезды. Настоятель был избран «3-м заместителем к наличным членам Государственного Совета от белого духовенства на 3-хлетие 1909-1912 г.». За усердное служение протоиерей Иоанн был награжден наперсным крестом, удостоен серебряной медали на Александровской ленте в память царствования Александра III, орденов св, Анны 2 и 3-й степени, ордена св. Владимира 4-й степени. Он был также отмечен благодарностью за труды председателя шести общеепархиальных съездов духовенства (30). При о. Ильине была построена приписная к собору Николаевская церковь при тюрьме, началась монашеская жизнь в Николаевском мужском скиту в 20-ти верстах от Троицка, в 1913 г. скит был утвержден монастырем. По метрическим книгам настоятелем Свято-Троицкого собора протоиерей Иоанн значится до 1918 г. В дальнейшем о нем известно, что о. Иоанн был возведен в сан епископа Моршанс-кого, викария Тамбовской епархии, с 1924 г. он - епископ Каменский, с 1925 г. - епископ Троицкий. В 1925 г. он участвовал в 3-м обновленческом Поместном Соборе. В1926 г. был возведен в сан архиепископа, с 1929 г. - архиепископ Оренбургский, с 1931 г. - архиепископ Челябинский. Скончался в 1932 г. (31). По архивным документам г. Троицка архиерей возглавлял епархиальный съезд, проходивший в марте 1926 г. в Михайловской церкви г. Троицка (32). По штатам 1873 г. для Свято-Троицкого собора было положено: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 3 псаломщика. В начале XX в. при настоятеле протоиерее Ильине первым штатным священником был о. Виктор Петропавловский, а вторым - о. Гавриил Троицкий. Гавриил Николаевич Троицкий, сын диакона, родился в 1879 г. в ст. Долгодеревенской Челябинского уезда. По окончании курса богословских наук Оренбургской духовной семинарии с аттестатом 1 разряда он был определен надзирателем и учителем пения в Челябинское духовное училище и в церковно-приходскую школу Свято-Троицкого церкви (1900-1902 г.). 30 июня 1902 г. Г. Н.Троицкий был определен в Свято-Троицкий собор Троицка и вскоре рукоположен в сан священника. О. Гавриил исполнял должность заведующего и законоучителя церковно-приходской школы, с декабря 1905 г. попечителем Оренбургского учебного округа был назначен законоучителем в 1-е трехклассное городское училище. Молодой священник обладал даром слова, уже в 1904 г. ему было поручено вести внебогослужебные беседы с нижними военными чинами (33). В годы первой мировой войны им устраивались в храмах города народные чтения по различным темам: вероучительным, историческим, общественно-политическим, бытовым. Его успехи в проповедовании отмечались в отчетах благочинного в епархиальное ведомство. В 1916 г. отец Гавриил был возведен в сан протоиерея. Свято-Троицкий собор был центром религиозной и светской жизни округа и, прежде всего, города. Это проявляется и в том, что все созидаемые церкви, в том числе и Казанская монастырская, сначала были приписными к собору, со временем большая часть из них становились самостоятельными. Не только городское духовенство, но и многие священники Троицкого уезда, какое-то время были в составе причта собора и других городских церквей. Благочинные градо-Троицкого округа, соборное духовенство принимали участие во всех важнейших событиях городской жизни. Поэтому история Троицкого собора - это и история города. Разнообразные события оставили свой след в церковной летописи, будь то осада и захват крепости пугачевцами в мае 1774 года, опаливший церковь удар молнии в 1829 г., сильный пожар 1842 г. и др. Неизгладимое впечатление в памяти современников оставляли посещения города и его церквей именитыми особами: губернаторами, архиереями и, в первую очередь, высочайшими особами. 20-21 июля 1891 г. троичане и приезжие встречали своего будущего императора Николая Александровича, его пребывание в городе подробно описывали периодические издания того времени (34). 1905 г. попечителем Оренбургского учебного округа был назначен законоучителем в 1-е трехклассное городское училище. Молодой священник обладал даром слова, уже в 1904 г. ему было поручено вести внебогослужебные беседы с нижними военными чинами (33). В годы первой мировой войны им устраивались в храмах города народные чтения по различным темам: вероучительным, историческим, общественно-политическим, бытовым. Его успехи в проповедовании отмечались в отчетах благочинного в епархиальное ведомство. В 1916 г. отец Гавриил был возведен в сан протоиерея. Свято-Троицкий собор был центром религиозной и светской жизни округа и, прежде всего, города. Это проявляется и в том, что все созидаемые церкви, в том числе и Казанская монастырская, сначала были приписными к собору, со временем большая часть из них становились самостоятельными. Не только городское духовенство, но и многие священники Троицкого уезда, какое-то время были в составе причта собора и других городских церквей. Неизгладимое впечатление в памяти современников оставляли посещения города и его церквей именитыми особами: губернаторами, архиереями и, в первую очередь, высочайшими особами. 20-21 июля 1891 г. троичане и приезжие встречали своего будущего императора Николая Александровича, его пребывание в городе подробно описывали периодические издания того времени (34). нала в бесплатное пользование богослужебное облачение, утварь, иконы «ликвидированных» церквей монастыря - Казанской, Преображенской (38). Через три года, когда была запрещена богослужебная деятельность монастырской общины при церкви «Троеручицы», соборный причт и прихожане приняли ее к себе в полном составе (39). В информации горисполкома «О состоянии в г. Троицке учреждений религиозных культов на 25 сентября 1942 г.» значится, что Свято-Троицкий собор по «ходатайству трудящихся закрыт в 1930 г. постановлением Уралоблсовета, указанием Наркомпроса ввиду исторической древности - запроектирован для историко-краеведческого музея» (40). В начале 30-х гг. в стране разворачивается кампания по снятию колоколов: бурно развивающаяся промышленность остро нуждалась в цветном металле. 13 декабря 1932 г. по постановлению президиума Троицкого райисполкома на колокольне собора был оставлен один небольшой колокол (43) из восьми, остальные были сданы и отправлены на переплавку. Уже 27 августа 1933 г. президиум Троицкого совета своим постановлением запрещает колокольный звон в городе и районе и понуждает снять оставшиеся колокола, в т. ч. в Свято-Троицком соборе (44). В1935 г. вновь, как и ранее, в православных храмах изымается богослужебная утварь из серебра и золота: иконные ризы, оклады с евангелий, чаши и проч. Описи фиксируют сданные предметы из Свято-Троицкого собора, Михайловской и Александро-Невской церквей (45). Городские, районные, окружные исполкомы зачастую нарушали постановление ВЦИК от 8 апреля 1929 г. « Орелигиозных объединениях» тем, что могли прекращать деятельность общины верующих и закрывать храмы за неуплату налогов, за непроведение ремонта здания церкви, за отсутствие священнослужителей, а также в случае существования рядом других церквей. Уральский облисполком пояснял, что местные органы власти имели право запрещать богослужения в храмах только в тех случаях, «когда по ветхости культовое здание действительно грозит обвалом. Ни в каких других случаях местным исполнительным комитетам не разрешается закрытие церквей: это право принадлежит только Облисполкому» (46). 23 мая 1940 г. исполком горсовета депутатов трудящихся, рассмотрев ходатайства общих собраний рабочих и служащих г. Троицка о закрытии собора, решил удовлетворить их просьбу и просил это решение утвердить районным и областным советами (47). В опустошенном здании собора располагался склад кожсырья, в алтарной части - строительная контора, в годы войны - общежитие рабочих-строителей. В послевоенное время собор был передан Троицкому зооветеринарному техникуму, который разместил в нем общежитие (в храмовой части), разделив здание на два этажа. В алтарной части находилась прачечная, а в трапезной — спортивный зал, под трапезной была устроена котельная. В 1969 г. решением городского исполнительного комитета здание храма было взято под охрану государства как памятник архитектуры. С 1974 г Свято-Троицкий собор является памятником федерального (общероссийского) значения. В апреле 1974 г. собор сильно пострадал от пожара, над центральным объемом остался лишь один барабан без купола, остальные барабаны, главки трапезной и алтаря разрушены ранее. До конца 90-х гг. храм находился в аварийном состоянии. Верующим храм был возвращен в 1997 г., восстановительные работы начал протоиерей Иоанн Мелехин. 7 марта 1998 г. состоялось освящение храма архиепископом Челябинским и Златоустовским Иовом (ныне митрополитом). Священники Свято-Троицкого собора:
Исторический облик храма был воссоздан в юбилейном для Православия 2000-м году. В конце 2000 г. в храме были освящены два восстановленных придела: левый - 26 декабря в честь преподобного Серафима Саровского, правый - 27 декабря в честь царя-мученика Николая II, царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников российских, канонизированных 20 августа 2000 года. 8 марте 2003 г. группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры Российской Федерации начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. На гранях юго-восточного столба храма раскрыты изображения свт. Алексия, митрополита Московского и свт. Тихона, епископа Задонского. Продолжаются восстановительные работы на северо-западном столбе четверика храма. Священники Свято-Троицкого собора, служившие до его закрытия (список неполный: перечисляются священники, упоминаемые в документах, указаны крайние годы документов, где встречаются фамилии священников):
Примечания
Е. Д. Королева, Е. А. Плешкевич, О. В. Пруцкова Материал взят из книги «Православные храмы Троицка». |