Гости нашего города, познакомившись с его историей, говорят с усмешкой:
— Вас послушать, так выходит, что в Троицке всё сделано Яушевыми.
Всё не всё, — но многое. Одних только красивейших особняков семейством Яушевых выстроено больше десяти, один даже с зимним садом. Они построили несколько школ, медресе «Галия», высшую учительскую школу, открыли мыловаренный и кожевенный заводы, арендовали землю и выращивали зерновые культуры, производили кумыс, строили магазины, в том числе лучший на Урале — «Торговый дом братьев Яушевых «Пассаж», мечети, мельницы. У них появился первый в Троицке автомобиль, они построили красивую дачу — лучший образец деревянного зодчества XIX века.
Сведения о том, когда Яушевы обосновались в Троицке, противоречивы. Есть предположения, что первым здесь появился Гайса сын Юсуфа Яушева. В 1856 году Гайса составил «Родословную князей Яушевых». Она была проверена и подтверждена в соответствующих канцеляриях Казани. Но, видимо, некоторые обстоятельства не позволили издать этот труд. Он оказался где-то в кладовой вместе с тряпками, подпорченный, запачканный. Своё состояние Гайса закладывал постепенно: выехав из Троицка в Бухару, он в составе караванов на верблюдах пересекал песчаные моря, работал погрузчиком вьюков на верблюдов. Вернувшись в Троицк, занялся торговлей, открыл магазины, хотя особо не преуспел в обогащении.
Позже привлёк к этому делу сына. И только потом о нём заговорили как о состоятельном человеке, заслужившем имя «бай». Он стал уделять внимание призрению мечетей, одну из них — 3-ю мечеть — построил на собственные средства. Для этого пришлось камнем и глиной засыпать болото, где предстояло построить мечеть. Это место стало районом, где часто селились приезжавшие в Троицк татары. Кстати, с именем Гайсы связано и строительство гостиного двора на бывшей Базарной площади. 10 мая 1859 года в рапорте в Оренбургское губернское правление, утверждается, что, по словам Гайсы Юсуфа Яушева, на торговой площади Троицка «с давних лет выстроен частный гостиный корпус, состоящий из 22 лавок, на пространстве длиною 30 и шириною 7 сажен со взносом в доход города ежегодно по 5 руб. с лавки...» Но существующие временные лавки «разностью своих фасадов составляют безобразие для города... и небезопасны от пожара».
Городской голова Зарубин, подписав этот рапорт, «покорнейше просил губернское правление разрешить строительство каменного гостиного двора» за счёт средств просителей, то есть Яушева «с товарищами в числе десять человек», ибо построение такового за счёт городских доходов Дума считает невозможным, потому что на построение онаго недостаточно будет всего городского запасного капитала». Дело продвигалось медленно, хотя 11 октября 1861 года городская Дума представила планы на торговую площадь, составленные топографом Эгерцем и советником Сорокиным. В 1864 году архитектору Каршину было поручено рассмотреть чертежи на строительство лавок. А когда они были построены, Гайса Юсуф Яушев и другие купцы начали заключать контракты на право вести там торговлю.
Постепенно Гайса привлёк к своему делу сыновей, а те, в свою очередь, — своих наследников. В их числе оказался внук Гайсы — Абдулвали, трое сыновей которого в 1912 году подготовили и издали его биографию. Абдулвали закладывает прочный фундамент под богатство потомков. Он объединил свои фирмы под названием «Торговый дом под фирмою Абдулвали Ахметьяновича Яушева с братьями». Он расширил и увеличил кожевенный завод. В 1881 году установил там паровое колесо.
Родился Абдулвали 12 марта 1840 года в Троицке, в 1 -м приходе. В метрической тетради имам прихода Зариф Абдулъялилов записал: «отец лашманчи (государственный крестьянин, «свободный от солдатства и других повинностей») Ахмет, мать Сагдибаныу. Став преуспевающим человеком, Абдулвали всю жизнь жертвовал немалые средства на строительство мечетей, поддерживая некоторые из них материально. Яушевы, главой которых он был в те годы, построили мечеть в одной из деревень, большую и красивую мечеть в Кустанае.
Он провёл большую работу, чтобы получить разрешение на открытие в Троицке специальной русской школы для татарских детей и создание мусульманского благотворительного общества. Но самым значительным делом его считается то, что он материально поддерживал новый метод обучения и просвещения и израсходовал на это немало собственных средств. Он, в частности, субсидировал поездку в Стамбул одного из учителей медресе для освоения метода. А когда тот вернулся и открыл первую школу с обучением по-новому, Абдулвали начал выдавать учителям этой школы по 50 рублей в месяц, а также зарплату тем учителям других троицких школ, где вводился этот метод. Благодаря стараниям Абдулвали и его материальной поддержке было получено разрешение на издание сборника изречений пророка Мухаммеда, необходимого для всех медресе.
Была отпечатана тысяча экземпляров, на каждом надпись: «Благодаря помощи Абдулвали сына Ахмет Хажи Яушева». Вместе с муфтием Султановым и ахуном Рахманкуловым он был удостоен чести в 1895 году поздравить царя Николая Александровича с восшествием на престол, они были приняты в Зимнем дворце и с высочайшего разрешения преподнесли императрице в качестве подарка меха на 10 тысяч рублей.
Среди влиятельных людей города он занимал видное место, без совета с ним не начинались все важные дела. Ему было вручено несколько медалей от имени правительства. До последних дней (Абдулвали умер 13 марта 1906 года) он вёл дела «Торгового дома Абдулвали Ахметхановича Яушева с братьями». После его смерти название фирмы поменяли — он стал известен как «Торговый дом братьев Яушевых». Из всех других уральских фирм она была однонациональной, сплочённой и надёжной.
|